Каждый год 11 сентября казаки-семиреки собираются на братской могиле на старом кладбище города Талгар, который до 1917 года носил название станица Софийская. Образовалась она в 1859 году переселенцами из Сибири, обычными крестьянами, которые вступали в сословие казаков. Среди них были и мои предки.
Дело в том что именно в этот день православная церковь поминает всех невинно убиенных людей. А на талгарском кладбище покоятся тела 140 человек, расстрелянных в 1921 году, там лежат и казаки, и крестьяне, и несколько священников, причисленных к лику святых, и простые мусульмане, и даже их муллы. Расстрелянных просто закопали на окраине кладбища и запретили родным приходить на это место и как-то его обозначить. Только спустя 70 лет по рассказам старожилов удалось частично восстановить историю и место захоронения. Казаками был поставлен поклонный крест. И с 1991 года это место стало особенным для всех семиреков.
Помимо отца Иакова, который провёл панихиду, на месте захоронения был местный мулла, прочитавший суры. У нас в Казахстане это нормально, когда батюшка и мулла молятся в одном месте и в одно время за одних и тех же людей.
Я изучала те самые события 1921 года, много беседовала с потомками расстрелянных, в архиве мы нашли имена людей, которые там покоятся. Всё это вылилось в статью: На это исследование ушло около года. Поэтому данное место очень мне близко. Оно стало родным, как и весь Талгар, я несколько раз приходила туда одна 24 февраля, в день, когда расстреляли моих дедов. Как же было хорошо на душе, когда я присутствовала там, среди большого количества казаков, пришедших вспомнить тех людей, своих предков и те события.
После официальной части все желающие отправились на обед, который проходил на поляне обустроенной казаками для своих сборов и тренировок. Они заранее накрыли столы и на костре приготовили казахский куырдак. Людей было так много, что не всем хватило места. Приехали казаки из Алматы и окрестных поселков.
Самое интересное, что в этом году за одни столом собрались 5 разных казачьих организаций, которые раньше немного не ладили друг с другом. Царила очень приятная душевная атмосфера, временами даже семейная, родственная. Звучала соответствующая музыка, казаки махали шашками, пили самогон, вели не политические беседы о предках, о казачьих устоях и традициях, я делилась своими архивными находками. Круг моих знакомств после этой встречи значительно расширился, хотя я и раньше тесно общалась с казаками, и меня уже пригласили на несколько следующих мероприятий. Одно из них будет очень интересным, связанным с определенным казачьим обрядом. В этом мероприятии я хочу принять участие.
Светлана Карнаухова