Генеалогическое общество Алматы

Kanat22
Kanat22
Еврей и прусскоподанная

Еврей и прусскоподанная

Фамилии попросили скрыть.

Интересным вышло одно мое исследование.

Выяснилось, что один из наших многочисленных Петровых, с которыми я долго и упорно работаю, взял себе в жёны еврейку Лейбан родом из станицы Копальской. Никакой информации об еврейской семье у потомков не было, кроме одного фото и имени бабушки — Екатерина. Очень странно, откуда в Копале евреи? Достаточно отдалённая от центра станица (читать — захолустье)))

Задачи вести полноценное исследование не стояло, но я периодически заглядывала в метрики местной церкви, мне было интересно разобраться в этом вопросе. В метриках 1897 года нашла запись о венчании, где наша невеста еврейка записана дочерью мещанина.

Совершено случайно в фондах ЦГА РК я нахожу дело 1898 года о жалобе отставного фельдфебеля Лейбана, о том, что в его земской квартире под окном два нужника и корова на куче экскрементов. История начала проясняться, хотя и таким комическим образом. Копал был местом постоянной дислокации воинской части, службу в которой проходили многие солдаты; они активно женились, рожали в станичной церкви. Стало понятно, что наш Лейбан был одним из них, а по окончании службы решил остаться здесь жить, обзавёлся семьёй, и подобное случалось постоянно. Я предполагала, что в Семиречье он попал году в 1890-м.

Копал хоть и захолустье, но мне он был очень интересен в плане краеведческого исследования, особенно, самые ранние годы, 1850-1870-е

Во время очередной поездке в архив г. Талды-Курган я усиленно принялась изучать Копал, сделала интересные открытия, встретила ещё одного еврея, выкрещенного, но умершего в этот год, и уж совсем не ожидала увидеть тут нашего Лейбана Александра Александровича, унтер-офицера 12 Туркестанского линейного батальона, в качестве восприемника и поручителя в 1870-х. Я ахнула, насколько давно он обитал в наших краях. Но Сан Саныч готовил мне ещё несколько сюрпризов.

Еврей и прусскоподанная

Первым из них была запись о его крещении!!! В 1868 году он решил принять православную веру, будучи иудеем, взял имя Александр, — хорошая находка, прямой путь в посольство Германии. Он Давид, а супруга его Эмилия Есенет (?)(не сильна в заморских именах) Гросконор, протестантка. Стало интересно, откуда же она, но сразу понятно, что не полька, может, немка? Ответ ожидал меня во второй части метрики, в записи о браке, там ему 30 лет, он уже Сан Саныч, а его супруге, прусско-поданной — 27. Крещение в сентябре, венчание в ноябре, женаты были давно, но решили совершить обряд в православной церкви. Интересно, откуда они родом, где познакомились, хочется проследить их обоих вглубь. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем, когда я случайно найду дела, в котором Сан Саныча, приписывают к мещанам г. Копал.

Еврей и прусскоподанная

А пока я знаю, что у Эмилии со временем появилось отчество Фёдорова, родила она минимум трёх дочек и сына, умерла, а наш Давид женился повторно уже на местной девушке и продолжал рожать детей в свои 60 лет.

Вот такой необычной историей обернулось моё любопытство, на радость потомкам.

Светлана Канаухова

1 комментарий к “Еврей и прусскоподанная”

  1. Галина Лессель

    С огромным интересом читала ваше исследование!
    Желаю дальнейших находок и удачи в поисках!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *