История одного казачьего рода

История одного казачьего рода

Ещё год назад я и не знала, что у меня в роду были казаки. Поведала об этом мне не бабушка, как это обычно бывает, а запись в метрической книге 1908 года. Именно из неё мне стало известно, что 28 января моя прапрабабушка Вера Дионисовна Жданкова в возрасте 18 лет вышла замуж за моего прапрадеда И. П. Болотова. Была она казачьей девицей станицы Софийской (ныне Талгар); венчание свершилось в церкви села Михайловского (ныне Тургень), откуда родом был её жених. Теперь мне предстояло изучить метрические книги станицы Софийской для восстановления знаний об этом роде.

История одного казачьего рода

По удачному стечению обстоятельств, в это время мой хороший знакомый исполнял заказ по архивам и генеалогии именно в этом разделе. Попросила я данные по всем моим Жданковым, которые встретятся в книгах, сфотографировать. Огромное спасибо Игорю — уже через месяц у меня было очень много информации.

Мой дед в шестом колене, Дионисий Герасимович Жданков, отличался от других моих предков. Дело в том, что он венчался три раза. В записи о его втором браке, в 1881 году: ему 31 год, он вдовец (с пятью детьми на руках, как потом выяснилось).

Его вторая супруга, Матрона Егоровна, долго не прожила, уже в 1886 году у него есть дети от другой жены, Варвары Димитриевны, которая тоже умерла раньше него, в 1898 году, в возрасте 40 лет от паралича.

Что интересно, все жены Дионисия рожали раз в год, хотя большинство детей умерло. У меня есть сведения о 19 рождённых детях от всех трёх жен. Разница между детьми достигала 20 лет! Я долго не могла разобраться в этом гареме, но по годам выходило, что моя бабка, Вера Дионисовна, от третьей его жены Варвары, тоже казачки из соседнего Иссыка, с девичьей фамилией Толстова.

Помимо моего деда Дионисия в станице жили и другие Жданковы, его двоюродные братья, племянники, некоторое из них были урядниками и старшими урядниками.

После изучения копий метрических книг для меня белых пятен в моей истории в Талгаре почти не осталось. Но предстояло выяснить, каким образом и откуда Жданковы приехали в Семиречье. То, что я узнала, меня порядком удивило, но об этом позже. А пока расскажу о другом сюрпризе, который мне преподнесло моё любопытство.

Будучи под сильным впечатлением от полученной информации, я загорелась желанием съездить в Талгар, где раньше я никогда не бывала, сходить в храм, на старое кладбище.

И тут во второй раз всем распорядился случай: с бумажными делами мне нужно было попасть в акимат Талгара. Закончив дела в акимате, я попросила таксиста отвезти меня к самому старому храму. Внешний вид церкви меня удивил: обычный домишко, — в подобном я жила в детстве, только купол на крыше. Ворота и двери заперты. Постучалась. Почти сразу дверь мне открыла девушка немногим старше меня. Она оказалась продавцом в церковной лавке. Я купила свечи и разговорилась с девушкой — звали её Ольгой, — спросила её про храм Николая чудотворца, в котором крестились все мои предки. Оказалось, храм тот находится совсем в другом месте. Я сначала расстроилась. Ну и почему-то, видимо господин случай уже серьёзно взялся за работу, я проболталась этой девушке про своих Жданковых.

— Жданковы? — она с удивлением посмотрела на меня. — Предки моей мамы были с такой фамилией…

Это было неожиданно — вот так случайно встретить свою сестру. Я была в шоке! Я принялась расспрашивать Ольгу о жизни её дедов, то есть, наших дедов. Она рассказала, что у них были гектары яблоневых садов вдоль трассы, что её прапрадеда Ивана (который оказался Дионисовичем, как и моя прапрабабка Вера, он был от первой жены) его расстреляли в 1921 году. Сейчас его тело вместе с 140 другими казаками и священнослужителями покоится в братской могиле на окраине города. Подробнее о тех событиях можно прочесть в моей статье: https://genealogiya.kz/krovavye-stranicy-istorii/

Вот так, ещё полгода назад и не подозревая о казаках Жданковых, я узнала об их жизни больше, чем написано в сухих строчках архивных документов. И нашла родню, и даже это фото родного брата моей прапрабабки!

История одного казачьего рода
Жданков Иван Денисович с семьей, казак ст. Софийской.

После этого было затишье и моё плотное занятие Тургенем.

Зная о моём увлечении, меня как-то раз попросили найти в архиве дела о постройке Никольского храма в ст. Софийской. Я в свою очередь попросила в этом мне помочь мою знакомую Светлану С. Не знаю, может, у неё талант находить нужные дела среди сотен тысяч других, может, она много времени проводит в архиве? Наверное, и то, и другое. Светлана и до этого «подкидывала» мне информацию по моим фамилиям. И в этот раз нашла нужное дело о строительстве церкви за 1863-1870 гг., где была Подписка жителей станицы. Среди подписавшихся только один Жданков, Дмитрий, дядя моего Дионисия. Герасима, его отца, в списке не оказалось. Тут было над чем поразмыслить. В метрических книгах я не видела записи о Герасиме, и в списке его тоже нет. Куда он мог пропасть?!

И вот однажды я открываю наш любимый генеалогический форум, а там для меня очередной сюрприз! Светлана С. нашла дело о переселении моих Жданковых в Семиречье в документах за 1859 г. Это был очередной шок! Вот так просто, среди огромного количества документов листочек о семье моих Жданковых под заголовком: «Список 67 крестьянским семействам Тобольской губернии Тарского округа, отправленным из Семипалатинска на водворение в Заилийский край с зачислением в казаки». То есть мои Жданковы до 1859 года жили в Сибири, были государственными (наверное) крестьянами, однажды решили переехать в Семиречье и стать казаками. Путь в наши края лежал через Семипалатинск, где они зимовали.

Из документа выяснилось, что Жданковы ехали семьёй из 13 человек: два брата, Дмитрий Яковлевич, 46 лет и Герасим Яковлевич, 47 лет, с жёнами и детьми. По дороге Герасим с супругой «померли», так записано в деле, и мой Дионисий остался в 11 лет сиротой на попечении своего дяди Дмитрия вместе со своей сестрой Аксиньей четырнадцати лет. Благодаря этой записи я узнала имя деда в восьмом колене — Яков, и имя матери Дионисия.

Получается, мой казачий род пошёл со Жданкова Дионисия, которого и приняли в казаки из крестьян. Его дочь Вера вышла замуж в Тургене за крестьянина.

Также в этом списке оказались Губкины. Моя лучшая подруга два года назад вышла замуж за Губкина. Надо же, какое совпадение, что наши предки не только жили в одно время в Талгаре, но и переехали туда почти из одной деревни на одном обозе. Кстати, потомки этой фамилии были уверены, что они донские казаки, а оказались просто крестьянами с Тары и вполне возможно, татарами.

В этом документе есть многие, кто заселил впоследствии Талгар и Иссык. Там крестьяне не только из Тобольской губернии, но и из Омской, Томской и других сибирских районов. Думаю, там можно найти всех основателей станиц Софийской и Надеждинской (ныне Иссык).

Только благодаря случаю, спустя 4 года ожидания, мне удалось выяснить, что мои Жданковы, как и почти все 67 семей, были не коренными жителями Сибири, а переселенцами из Пензенской губернии, и пока выходит, что мордвой… Неожиданный поворот, я проверяла по очереди семьи переселенцев в Талгар и видела, что все они до этого проживали в исконно мордовских деревнях; Вечкуткины, Ерескины (Ирискины и пр. вариации фамилий), Автайкины и многие другие. У меня в планах написать статью об этом.

Что интересно, фамилия была у моих Ждановы, Жданковыми они стали уже в Талгаре.

История одного казачьего рода
10-ая ревизская сказка 1858 г.

Как видите, из ревизии 1858 года следует, что семья моих Ждановых переехала в Бергаматскую волость в 1856 году из Пензенской губернии, а уже в 1859-м они решили ехать в Семиречье для зачисления в казаки.

На этом мои поиски опять остановились, так как не понятно, где конкретно их искать в Пензенской губернии; часто в ревизиях пишут название деревни прежнего проживания, но не в этом случае. И опять я осталась в неведении, действительно ли мои Ждановы были коренной мордвой. Что интересно, когда я выразила свою гипотезу о мордовском происхождении, семья Оли вспомнила, что они сами себя называли мордвой. А другие мои родственники поведали, что старшие тётушки говорили на мордовском…. Прояснить эту загадку можно в двух случаях: если я найду их в Пензенской, или если потомки Ивана сдадут анализ ДНК, по которому можно будет с определенной точностью узнать их происхождение.

После первой публикации моих статей в 2015-2016 годах меня нашли еще 2 семьи Жданковых, которые поделились со мной фотографиями из их семейного архива. Первое — Максима Васильева Жданкова, которого также расстреляли в 1921 году. Его потомки по-прежнему проживают в Талгаре и в Москве. А второе фото — Лукерии Жданковой с дочерьми, суровое фото, как и время, когда оно было сделано, и интересная внешность, мой знакомый чистокровный мордвин говорит, что женщины мордвинки)))

История одного казачьего рода
Максим Васильев Жданков (стоит) казак ст. Софийской
История одного казачьего рода
Жданкова Лукерия с дочерьми

Светлана Карнаухлва

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *