Kanat22
Kanat22
Однодворцы Арепьевы

Однодворцы Арепьевы

Одна из первых фамилий с которыми я начала работать, когда занялась генеалогией, это Арепьевы. Эту фамилию носит моя баба Лида, папина мама. Причем, носит с гордостью и статью. Её отец погиб в ВОВ, она его не помнит, но хорошо помнит деда, Арепьева Алексея, у которого она часто гостила в детстве в с. Тургень. Она рассказывала, что дед был высоким, статным, очень трудолюбивым, работал с деревом, делал бочки, необыкновенной красоты сани, держал пасеку и выменивал у китайцев мёд на сахар, чтобы порадовать им внуков.


Так я выяснила, что Арепьевы проживали в с.Тургень (Михайловское) в большом разнообразии, что говорило о том, что здесь они живут давно, и переехали несколькими семьями, что и подтвердилось. Наши друзья и соратники Бронниковы из Мурманского родословного общества тоже работали по моему селу, предки Надежды оказались также родом из Тургеня. В ЦГА РК им удалось найти множество интересных документов. Мне на тот момент, в 2012 году, не хватало опыта работы в архивах. Среди прочего, дело о межевании земли в с. Михайловском, где указаны фамилии и имена всех глав семей: Федр Арепьев, Осип Арепьев, Михаил Арепьев, Иван Арепьев, Леонтий Арепьев.
Я выяснила, что мой прямой дед из выше представленных — Федр. На этом всё остановилось, т.к. все более глубокие метрики, как я не раз уже говорила, лежат в Талды-Кургане.

А потом меня нашла Лера, она только начала заниматься генеалогией, и ей тоже нужен был Тургень. Постепенно она влилась в нашу команду, и мы все вместе начали ездить в наш областной архив, который перенесли далеко от города, под Каскелен. И через некоторое время выяснилось, что род Леры — Безносовых — породнился с моими Арепьевыми, Анастасия Александровна Арепьева вышла замуж за Безносова. И оказалась прямой прабабкой Леры, а мы — кровными сёстрами; правда пока было не понятно, в какой степени.

По метрикам мы выяснили имена всех Арепьевых, проживавших в Тургене, и Лера составила древо. Со временем в Талды-Курганском архиве я нашла отчество моего Федора – Пименов, что стало на тот момент находкой века и большим продвижением в исследованиях.

Однодворцы Арепьевы

Осталось только одно — найти место, из которого Арепьевы переехали в Тургень. Метрики, даже Талды-Курганские нам в этом не помогли. Лера начала штурмовать фонд 44 в ЦГА РК, в котором можно найти, наверное, всех переселенцев в наш регион. Она скрупулёзно просматривала все описи и дела — и так не один месяц, нашла много интересного, но самого важного ей найти не удалось….

Я уже заметила такую тенденцию, если они очень сопротивляются их обнаружению, надо просто оставить поиски и ждать, ждать когда они сами захотят рассказать о себе. А когда они захотят, то всё происходит случайно, молниеносно с минимумом усилий и бесплатно

Так и произошло в этот раз. У меня были долгие исследования по Сигитовым, которых мы тоже никак не могли вывести из Семиречья. И как-то вечером я пошла на сайт ВГД, и начала просматривать, что он мне расскажет про запрос: «Сигитов». Я не раз уже так находила нужную информацию. Некоторые энтузиасты набирают списки из ревизий и из других архивных документов и выкладывают их на форум. И как раз появились новые списки из Воронежского архива с. Истобное, где в числе прочих фамилий значились Сигитовы и … Арепьевы. Я на Арепьевых даже не рассчитывала, пошла в АИС Воронежа искать нужную ревизию. Вы уже догадались, кого я там нашла? Да… моих родненьких, замученных, «потеряшек» – как говорит Лера, Арепеьевых. Я рыдала, Лера тоже. Столько пройти, пересмотреть все метрики своего села и окрестных, половину 44 фонда, потратить на это 4 года, и тут они сами: «Да вот они мы, не терялись, мы всегда были здесь и ждали, когда вы нас найдёте».

А накануне мне снился сон, что я просматривала ревизии для кого-то другого и нашла там Арепьевых, но фамилия была указана неверно,- Орепьевы, в первой букве ошибка.

Нам очень и очень повезло: по Истобному сохранились ревизии вплоть до 1746 года, где уже начинаются «каракули». По многим сёлам ревизии не сохранились, и вы даже не представляете, на что идут исследователи, чтоб хоть что-то найти. В ранних ревизиях фамилия уже значилась Репьев, без первой буквы совсем, почти как в моем сне (принимаю заказы на вещие сны, не дорого, с гарантией). Мы сразу продвинулись в исследованиях, на много колен вглубь и выяснили, что с Лерой мы 10-юродные сёстры. Вот так, жили мы в одном городе, случайно познакомились, и выяснили что общий наш с ней предок жил в Воронеже с. Истобное и был 1740 г.р.

Из ревизии мы узнали, что Репьевы были однодворцами, это сословие в Российской Империи, в которое перевели всех служилых людей, некоторые из которых вполне могут оказаться детьми боярскими, что уже является признаком «дворянства», или же простыми крестьянами, которых перевели в служилое сословия, для охраны новых рубежей Русского государства в 1640-ые годы.

Кто скажет, что генеалогия скучное и неинтересное занятие? Кто скажет, чтоэто нудно , изучая историю своего рода, узнавать массу интересного из истории своей страны?

А Сигитовы в Истобном оказались не наши, наших я чуть позже тоже нашла, у них была сложная и интересная история, которая длится до сих пор, расскажу про них в следующий раз. У меня много историй, я люблю их собирать.

Далее путь наш лежал РГАДА (архив древних актов в Москве). Если кто не знает, все ранние документы собраны именно там, и рано или поздно любой исследователь приходит в этот архив. А мне всегда везло с друзьями. За несколько лет я познакомилась с генеалогами из разных стран, в том числе из Москвы, которые даже умеют читать каракули, как мы утренние посты в инстаграм, хотя не могу сказать, что грешу этим. Николаю Меньшову удалось найти интереснейший документ, вот его перевод с русского на русский:

«В канцелярию ведомства господина полковника Мякинина при свидетельстве душ господина майора Богданова и с ним обретающихся обер-офицеров в Коротояцком уезде в селе Истобном.

Доношение
Отец мой нижеименованого Акинфей Репьев житель был онаго села Истобнаго городовой службы и в прошлых годех тому лет петнатцать умре, а я остался в малых летех. А мать моя Марфа осталась по смерти отца моего беременна и родила сына Авдея которому ныне четырнатцать лет и вышла замуж в Старооскольской уезд в село Берёзово за однодворца за Кирея Махова и помянутого брата Авдея взяла с собою, а я после матери двор остался в том же селе Истобном у своего дяди Шацкого у которого и подворных скасках писан. Брата моего Авдея в прошлых годех тому лет с щесть упомянутого вотчим его взял к себе ж дядя мой родной матери моей родной брат Оршанского уезду деревни Шубной Степан Горбунов у которого оной брат мой живёт и понынеи оной мой дядя взят в солдаты а сего декабря 21 числа помянутой брат мой пришёл ко мне для житья а по объявлении его брата моего помянутой дядя в скасках его н в которых годех не писал.

Того ради доношу и помянутого брата при свидетельстве объявил чтоб о принятии сего доношения и о написании и меня его брата моего в селе Истобном по моё имя учинено было по указу Е.И.В. чтоб впредь мне о необъявлении онаго брата в двух не причтено было. О сём дано суть села Истобного однодворческой сын Анисим Акинфеев сын Репьев такое доношение села Истобного Покровской поп Иван вместо Анисима Арепьева по его прошению руку приложил. Декабря 21 дня 1722 года.
И по вышеписанному доношению вышеозначенной Авдей Репьев допрашиван.

Которой в допросе сказал что брат он упомянутого вотчима своего в Старооскольском уезде в помянутом селе Берёзове и в прошлых годех по взятии его от помянутого вотчима жил у помянутого дяди его Оршанского уезда деревни Шубиной У Степана Горбунова лет с шесть которой дядя в прошлом 1720м году взят в солдаты в Павловские поли а после того дяди жил в доме его при бабке своей родной помянутого дяди при матери, от которой тому ныне третей день пришол в село Истобное к помянутому брату своему Анисиму а как Авдей нигде не написан а в драгунех и солдатех и в рекрутах не бывал потому что он в малых летех и увечен левым глазом крив и жительство в помянутой деревне Шубиной жители Дементей Колабин, Антон Лахин с товарищи ведали к сему допросу села Истобного Покровской поп Иван вместо Авдея Арепьева по ево прошению руку приложил.
А по свидетельству помянутой Авдей Репьев левым глазом крив и малолетен руку приложил. Декабря 21 числа 1722 года.

Того ж числа по приказу господина полковника Мякинина при свидетельстве господина майора Богданова и обер-офицеров оной прописанной Авдей и брат его Анисим Репьевы отданы до Е.И.В. указу на росписку села Истобного Самойлу Скачкову и лутчим людям Лариону Карпову, Фёдору Семёнову, Викуле Гончарову, Павлу Семёнову, Михайле Седельникову Игнатью Семёнову, Якову Попову с товарищи ежели оного прописанного Авдея и помянутого объявителя с прочет к розыску роспищика в канцелярии ведомства его господина полковника Мякинина нигде повелено будет о в скорости нежели за не поставку не учинить штраф что надлежит прописанным объявителем после росписки с товарищи вышеписанных Анисима Арепьева з братом Авдеем но расписку взяли в том я поп Иван подписался по их велению.»

Привет из прошлого, автобиография 1722 года. Мой прямой предок Авдей в 12 колене «увечен левым глазом крив», что не помешало ему дать богатое потомство, в том числе, всех Арепьевых будущего села Тургень. Авдей мог бы гордиться собой, все жители села Тургень, его прямые потомки.. Его отец Акинфей, городовой службы, т.е. пограничник мое 13-ое колено.

Работа в архиве древних актах продолжается, ищут моих Репьевых и Сигитовых одновременно, обе эти фамилии привели нас в Коротоякский уезд, они фигурируют в одних и тех же документах. Почти все крестьяне Семиречья родом из Воронежской, бывшие казаки и однодворцы.

Светлана Карнаухова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *