В истории Семиреченского края в период становления Советской власти есть забытые события, о которых до нас дошли только отголоски. Это неудивительно, ведь времена были тяжелые, расправы жесткие, а документы засекречены…
На старом кладбище города Талгар (станица Софийская), что недалеко от Алматы, на месте массового захоронения расстрелянных казаков, установлен Поклонный крест. Его установили 2 июля 1992 года местные казаки после того, как 92-летний старожил Талгара рассказал о страшных событиях 1920 годов, которым он был свидетелем.
Это, наверное, единственное, что известно жителям Талгара об этом месте. Кто лежит там, когда, в каком году и за что расстреляли этих людей, толком рассказать никто не может. Остались только семейные легенды и воспоминания стариков..
Для казаков Талгара и остальных семиреков это самое почитаемое, место, здесь каждый год 11 сентября проводят Панихиду по Невинноубиенным, съезжаются казаки со всей округи.
Моя сестра Оля живет в Талгаре. Она рассказала, что ее деда Ивана Денисовича Жданкова тоже расстреляли. Когда я начала глубже разбираться в этой истории, удалось выяснить, что в одной из церквей есть списки всех расстрелянных в те годы казаков и что в тех списках двое или трое с фамилией Жданков. После этого я уже не смогла «пройти мимо».
Началась в прямом смысле слова охота за этими списками, которая продлилась больше двух месяцев. Я писала, звонила, уговаривала, искала нужных людей, но толку не было. Одни люди спрятали списки так далеко, что не могли вспомнить куда, другие категорически отказались мне их давать.
Изначально эти списки нашел ныне покойный православный писатель-краевед Казанцев. Он передал их людям в надежде, что они станут известны широкой общественности. Но, к сожалению, широкого распространения они так и не получили.
После долгих мучительных поисков у меня оказалось 25 фамилий, добытых обходными путями. Хорошо, что к делу подключилась моя коллега по любви к генеалогии Светлана Степанова. Спасибо ей большое в очередной раз! Она нашла фонд 772 в архиве Алматинской области под названием «Семиреченская областная ЧК. Списки расстрелянных», в котором есть информация по тем событиям. В течение нескольких недель Светлана ездила в архив, который находится далеко за городом, часами набирала эти списки, и только благодаря ей, мы теперь знаем точные имена казаков, покоящихся в братской могиле в Талгаре.
Помимо ФИО и возраста в делах указаны причины расстрела. Всех людей объединяло «участие в к.р. (контрреволюционной) организации Бойко». Это основной пункт. Второстепенные: «хранение винтовки и патронов», «ложные показания при допросе», «укрывательство к.р. элементов».
О Бойко информации очень мало. Вот что я нашла: «В середине 1920 г., в Семиречье возникло несколько тайных офицерских организаций, ставивших своей целью свержение Советской власти в крае. Одна из них — подпольная организация войскового старшины С.Е. Бойко, служившего в областном военкомате, вместе с группой офицеров. Офицер-семирек Бойко когда-то командовал сотней во 2-м Семиреченском казачьем полку в Персии, уходил в Китай с атаманом Ионовым в 1918 г., а в Северном Семиречье командовал Приилийским казачьим полком.
Сдавшись на милость победителей в Капале, Бойко в числе других офицеров был амнистирован, и как хороший специалист направлен на работу в облвоенкомат. Разъезжая по делам службы по станицам области, Бойко видел последствия разрушительной работы большевиков и назревавшее недовольство Советской властью среди населения. Бойко смог сколотить крепкую подпольную организацию, численность которой по некоторым оценкам доходила до 660 человек. Отделения организации действовали в станицах Надеждинской, Софийской, Большой Алматинской и Джаланашской, а также в некоторых крестьянских селах.
Деятельность организации не осталась незамеченной для ЧК. В группу Бойко был внедрен тайный агент большевиков, и осенью 1920 г., накануне намечавшегося выступления, Бойко и его штаб были арестованы. По станицам прокатилась очередная волна террора, в ходе которого было репрессировано 1800 человек. Кое-какие станичные дружины сумели оказать сопротивление большевикам, но силы были неравны и казакам пришлось уйти в горы, или, соединившись с прорвавшимся из-за кордона отрядом полковника Сидорова, отходить за границу. Зачистка станиц продолжалась до апреля следующего года. Бойко же и его соратники были увезены в Ташкент и расстреляны в июне 1921 г.»
Что интересно, контрреволюционную организацию Бойко удалось ликвидировать, когда начальником Семиреченского ЧК был назначен Ф.И. Эйхманис (первый начальник управления Соловецкого лагеря особого назначения), это я узнала совершенно случайно, когда закончила читать «Обитель» Прилепина.
«В сентябре 1920 года, с переносом военных действий Красной армии в Среднюю Азию, Эйхманис назначается в особый отдел Туркестанского фронта на должность начальника активной части, а затем — начальником Казалинского отделения ЧК.
В ноябре 1920 года он — председатель ЧК Семиреченской области. Разрабатывает успешный план по ликвидации казачьего отряда полковника Бойко.
В начале 1921 года мы видим двадцатичетырёхлетнего Эйхманиса уже на должности председателя ЧК всей Туркестанской республики (территория, соразмерная с любой крупной европейской страной)»
Т.е. теперь мы знаем главного фигуранта этого дела, я пересматривала доступные архивные документы, в том числе списки ЧК-истов, Эйтманиса там нет. Совсем не удивительно, что меры были такими жесткими. Сразу после Туркестана он отправился на Соловки….
Так же в делах указанно, что эти списки предназначены для немедленного, широкого оповещения населения. Дословная цитата: «Перевести на мусульманский язык и во всех селениях, станицах и аулах прочесть на сходах, а копии вывесить на видном месте».
Из рассказов местных жителей достоверную полную картину тех событий сложить не получилось. По одной версии расстрелы проходили на поляне возле элеватора, потом телегами убитых свозили в овраг. Говорят, что на той поляне до сих пор не растет трава. По второй версии казнь привели в исполнение в самом овраге, который был настолько глубок, что казака на коне с поднятой над головой шашкой не было видно со стороны. Говорят, что трупы обсыпали известью и полили водой, для уничтожения следов, во что я охотно верю, т.к. вдругих делах, тех лет упоминаются такие методы
Многих перед смертью пытали. Офицерам на плечах на месте звезд вбивали гвозди. Канонизированному священнику Ивану Гранитову во время ареста мучители вырвали бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток священник закричал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!»
За него вступился диакон Константин Зверев и тут же был изрублен шашками. Останки сложили в мешок и бросили в овраг рядом с кладбищем, где проводились расстрелы. Это все со слов местных жителей. Кстати, в списках Зверева нет, но есть Клименко Леонтий Андреевич — Священник сел. Евгеньевка 32 года
Вдову Ивана Гранитова выслали «за пределы Туркестанской республики» с конфискацией имущества.
Вскоре прихожане перезахоронили тело священника, поставили памятный камень, но следов могилы не осталось. Несколько лет назад священник Никольского храма Талгара отец Стефан с добровольцами вели раскопки, но им не удалось найти место захоронения.
Также по рассказам старожилов вместе с православными священниками тогда были расстреляны и захоронены имам и мулла.
И что интересно, они расстрелевали и своих провенившихся сотркудников, за пьянки и изнасилования 14летних девочек
По спискам жителей станицы Софийской было всего 42 человека, но по рассказам старожилов, в могиле покоится больше сотни человек. Возможно, там захоронены и крестьяне окрестных деревень, которых расстреливали в то же время и списки так же развешивали на столбах. Местами, они идут вперемешку и Талгар и другие села, поэтому я сколна считать, что жителей Тургеня и Чилика всех хоронили здесь же.
К месту массового захоронения тянулись родные убитых, их арестовывали, но это оказалось бессмысленным, так как людей было очень много. Спустя несколько дней воды оттепели размыли свежую могилу, предстала ужасная картина: тела мужчин без рубах со связанными за спиной руками, с мешками на головах, со следами от пуль беспорядочно лежали друг на друге.
Те события немедленно были засекречены вплоть до 1987 года. Тяжелые были времена, не удивительно, что сейчас об этом не помнят. Любые упоминания грозили арестом и расправой.
В семьях убитых замалчивалась эта история, все боялись за свою жизнь. Поэтому информации немного. Я расспрашивала потомков тех казаков, но они мало, что знают. Вот часть того, что удалось выяснить:
Ольга Завьялова, г. Талгар: «Я знаю только, что моего прадеда Ивана Денисовича Жданкова арестовали и расстреляли в 20-х годах, и что он захоронен возле кирпичного завода на окраине кладбища вместе с другими казаками. В семье не сохранилось воспоминаний о тех событиях».
Елена Кочергина, г. Нижневартовск: «Да, знала из рассказов тети, что моего прадеда расстреляли, но не знали, где. Это Сергей Иванович Чебыкин. Бабушка говорила, что пришли, забрали, а потом просто принесли его рубаху, и все. Старший сын стал ее защищать, его сразу застрелили».
Ирина Никулина, г. Тула: «Братья моего дедушки Афанасий Спиридонович Алексеев, 38 лет и Павел Спиридонович Алексеев, 36 лет из списка. Действительно раньше у нас никогда не обсуждалась их судьба. Я впервые узнала об этом из ваших ссылок».
Гущин Сергей, г. Калининград: «Мой прадед Михаил Николаевич Гущин был семиреченским казаком, жил в Талгаре. О нем известно то, что он был расстрелян в 1920(?) году вместе со старшим сыном, которому было 14 лет. Подробности неизвестны, могилы не осталось. По слухам, расстрелянных было много. Он был оружейных дел мастер. Потом в его доме сделали детский сад. Больше о нем ничего не знаю. Была старая фотография, где он в казачьей форме, но она не сохранилась. А сейчас в живых никого не осталось, кто что-то мог бы рассказать. Да и, живыми, особо не рассказывали. Нам говорили, что с сыном расстреляли. Оказывается, с братом, Иваном Николаевичем Гущиным, и таким молодым!».
Ирина Михайлова, г. Красноярск: «Мой прадед — Андрон Михайлов. Я, к сожалению, очень мало знаю об этом, дед только сказал, что отца расстреляли, и все вещи его забрали. Даже с деда сняли рубаху. Дед не был партийным, сейчас его уже нет, осталась его дочь. Это она мне показала, где похоронен прадед» …
После первой публикации этой статьи меня нашли другие потомки Жданковых, у которых оказалась фото Максима Васильева Жданкова, он есть в списках. На фото он стоит.
При изучении дела в архиве выяснились некоторые подробности. У многих расстрелянных конфисковали имущество. Помимо дома, скотины, в числе одной коровы, трех гусей и 12 кур, забирали все! Дословная запись из дела: «Лопата железная, чайные чашки, самовар, сковорода, кадки, плуг, чугунки, подушки, сито, ведро, брюки мужские, рубахи женские, платье детское». У вдовы священника Гранитова опись имущества заняла три страницы, никаких излишеств не было, помимо стандартных чашек-ложек: «2 рванные скатерти, кофейник поломанный, 8 старых дамских панталон…» В конце описи расписка Марии Гранитовой от 26.07.1921 г., о том, что она обязуется сохранять описанное имущество пока живет в этом доме, ей оставили только ту одежда которая на ней и детях.
Во время изучения истории с расстрелами мне помогали и поддерживали некоторые жители Талгара, Владимир, Ксения Глебова, и молодой человек Виталий, который с 19 лет собирает информацию о духовной жизни Талгара, его материал я так же использовала. Елена Астапенко,
Директор архива Алматинской области Гульмира Ивановна Кулмуханбетова и работник читального зала Гульмира помогали в работе с архивными материалами.
С полным списком расстрелянных можно ознакомится по ссылке: https://genealogiya.kz/spisok-rasstreljannyh-kazakov-i-krestjan-1921-g/
Светлана Карнаухова
Ссылка не активна, и скопировать текст не получается. Защита от копирования видимо не дает. Сделайте ссылку активной, хотелось бы посмотреть списки, вдруг и наши деды могут быть там же.
О Бойко упоминается в романе Фурманова»Мятеж». Судя по» открытому списку » в те же годы аресты проходили (наверное в связи с этим заговором)в сёлах Семиречья.
а как узнать Вяльчин Леонтий ,там есть в списке ?
А где можно посмотреть спиcки расстрелянных. В книге Фурманова » Мятеж» упоминается мой прадед: Береснев Павел