Наверное, у каждого генеалога есть своё особенное родное село, родина кого-то из его предков. Родным оно становится в ходе исследований. Потому что генеалогия всегда связана с историей, и, изучая свои корни, приходится выяснять, в каком году образовалось это село, откуда были первые переселенцы, когда была построена церковь. И вся эта информация по крупицам собирается в интернете, проводятся расспросы в соц. сетях, поиски в архивах. И спустя несколько лет исследований все метрики пересмотрены, все фамилии жителей знаешь на память, и на форумах найдены собратья, чьи предки тоже оттуда. И информация о том, сколько раз перестраивался храм, известна, и как межевали землю, найдена, и откуда такое название села — понятно, и можно проводить по нему экскурсии, даже если ты там ни разу не был.
В моем случае это Тургень, бывшее с. Михайловское в 70 километрах от Алматы. И хотя я была там всего два раза, информации набралось очень много; в «Одноклассниках» я рассказываю жителям села имена их прадедов, высылаю копии из документов. Я не знаю почему, но именно по Тургеню генеалоги других стран просят меня проводить исследования, совершенно не подозревая, что я на нём специализируюсь. Бывшие жители села пишут мне, расспрашивают и делятся своими воспоминаниями и старыми семейными снимками.
И вот судьба сталкивает меня с начинающими генеалогами, интересующимися этим же селом, и мы уже вместе начинаем ходить по архивам, выясняем, что у нас был общий прадед в восьмом колене. К нам присоединяются коллеги из соседних сёл, с которыми, согласно метрическим книгам, мы оказываемся дальними родственниками. В такие моменты понимаешь, что все люди братья, и какая прикольная вещь — генеалогия. Так возникла банда единомышленников под кодовым названием «архивные маньяки». У нас своя группа в «WhatsApp», где обсуждаются совместные поездки в архивы и не только…
Прошлой осенью мы решили ехать в Тургень, но получилось только в прошлую пятницу))) Программа пребывания генеалогов на родине предков, наверное, у всех одинаковая: церковь, кладбище, родня. Правда, мы внесли небольшие коррективы. По пути мы останавливались фотографировать подснежники и себя в поле на фоне гор, иногда в совсем непонятных позах, взбирались на сакские курганы.. Это тоже незабываемые ощущения — стоять на кургане, который был возведен несколько тысячелетий назад. Обычно все генеалоги немного ненормальные люди, не такие как все, и им очень комфортно, когда они вместе, потому что все на одной волне, одинаково странные и можно быть самими собой.
После «полевых работ» мы сразу поехали в церковь, где нас уже ждали. И там были долгие беседы за первым, вторым и компотом, — с батюшкой, начальником воскресной школы и с учителем истории на пенсии Ниной Митрофановной. Получив благословение, мы поднялись на колокольню, хотя уже началась служба (колокольни это моя слабость, и обычно я нахожу способы туда попасть). Очень стараясь вести себя прилично и громко не ржать, в пять фотоаппаратов мы снимали каждый уголок колокольни и вид, который с нее открывается.
Церковь — это сердце любого села, здесь крестили, венчали, отпевали, по этому полу ходили наши предки, в эту купель их окунали, и если прислушаться и включить воображение, то через время доносятся их голоса…. Наверное поэтому, несмотря на мое равнодушие к церковной атрибутике, именно здесь мне хочется купить крестик, повесить его на груди, чтобы кусочек этого места в физическом воплощении всегда был рядом с сердцем. Конечно, я так и сделала. А мои коллеги стояли со своими просьбами у икон, и я примерно предполагаю, о чём они просили… найти деревню в Воронежской губернии, из которой их предки переехали в Семиречье))) В некоторых случаях в этом может помочь только чудо.
Спустившись по неудобной лестнице с колокольни, мы отправились к старому дому Ромаховых, построенному примерно в 1900-м году из тянь-шанской ели, на фундаменте из каменных кирпичей, скреплённых глинной, со старинным фонариком на крыльце. По наружной стене местами была видна резьба по дереву. Дом был в ужасном состоянии, поэтому всем нашим очень понравился))). Он стоял на берегу небольшой речки. И ты уже представляешь, что когда-то, 100 лет назад, он был одним из самых больших и красивых в селе, здесь жила счастливая семья, и в летние вечера они пили чай во дворе в тени деревьев, глядя на протекающую мимо речушку и резвящихся возле неё детишек. И возникает желание купить этот дом, пока он окончательно не развалился, привести его в порядок и поселиться в нём, и летними вечерами… на чердаке явно пылится самовар)))
От лирики к физике. Далее путь лежал, конечно, на кладбище. Куда ещё ходить «маньякам»??? Их в селе два: старое, на котором прекратили хоронить в 1950 годы и новое. На старом кладбище уже ничего не осталось от могил, разве что немного маленьких железных крестов с нацарапанными буквами или вовсе без записей и холмики. Оно огорожено сеткой рабицей, и мы перебрались через неё по-военному, один сложил её пополам, другие перелазили сверху. Мы точно знаем, что несколько поколений наших предков лежит где-то здесь, но найти те самые нужные холмики уже невозможно. Но все равно ты, в надежде увидеть свои фамилии, присматриваешься к каждому кресту. Пребывание продлилось недолго. Мы не из трусливых, но вой собак и фазаны, с дикими криками вылетающие прямо на нас с могил, нагоняли жути.
Далее мы проехали на новое кладбище, с ухоженными могилами и надписями на надгробиях и строящейся часовней. Вот тут наших «маньяков» понесло…. часа на два они разбрелись, фотографируя могилы со знакомыми фамилиями, докричаться до них было невозможно, связь то была то пропадала, а они делали вид, что не слышат. Но и здесь дикий лай собак доносился со всех сторон и фазаны паразиты тоже не отставали! Одной нашей коллеге повстречались две очаровательные сипухи, которые, по её словам, были как тотемы и вели к нужным могилам))) Коллегиально мы приняли решение в следующий раз ехать на весь день, чтобы просмотреть каждую могилку.
Нина Митрофановна нашла нам всем родственников в селе, которые, конечно, скажут, что мы просто однофамильцы, но такое генеалогам нельзя говорить))) потому что они сразу достанут из-за пазухи свое распечатанное и склеенное на 45 листах формата А4 древо и в течении трёх часов будут объяснять про дедушку Петра 1834 г.р., трёх его сыновей и пять дочек…. И в итоге поведают изрядно измученной тётушке, что она приходится пятиюродной племянницей их деда по материнской линии. Все эти беседы нас ждут во время следующей поездки (за один день мы все не успели добраться до родственников), про которую я обязательно расскажу и прикреплю фото с выражением лица тётушки, которая смотрит на древо в 45 склеенных листов формата А4.
Карнаухова Светлана
Кладбищ в селе было три. Третье, оно же самое первое, было в выше церкви, ближе к горам. Там еще три кургана стояло, по которым место можно узнать у некоторых путешественников которые здесь проезжали еще до появления села. Курганы и кладбище снесли при моих родителях, т.е. лет 50 назад всего. На этом месте сейчас стоят бывшие заводские дома заселенные оралманами.
Фотография церкви уже историческая! церковь сгорела!
были в апреле этого года 2021 уже отстроили новую очень похожую!
Хотелось бы узнать о своих родственниках/однофамильцах. Я родился в с. Тургень в 1958 году, но рос в Алтайском крае. Сейчас живу в Подмосковье. Зовут меня — Мандровский Евгений Алексеевич.
Здравствуте! Я вырос в с Тургень. Мандровский Виктор Михайлович
Здравствуйте. Мой отец Кочешев Иван Александрович родился в 1950 в селе Тургень. Хотелось бы узнать может осталось родня у меня
Молодцы! Спасибо от семьи Сергеевых . В Тургене названа улица в его честь. Она идёт от школы которую он построил (естественно не один) до домов бывшего ремзавода.